17 апреля — Вход Господень в Иерусалим

17 апреля — Вход Господень в Иерусалим

17 апреля (4 апреля по ст.ст.), в шестую Неделю Великого поста, воскресенье, предшествующее Пасхе и начинающее собой Страстную седмицу, Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Вход Господень в Иерусалим. Об этом радостном событии, произошедшем всего за несколько дней до крестных страданий Спасителя, повествуют все четверо евангелистов (Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19).

После чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос направился в Иерусалим для празднования Пасхи. Остановившись в Вифании, Господь послал Своих учеников привести ослицу и молодого осла, владельцы которых по слову Божиему не препятствовали им.

Когда ученики исполнили все, Спаситель сел верхом на осла и направился к Иерусалиму под славословие учеников и приветственные возгласы горожан, торжественно встречавших Грядущего Мессию, восклицая: «…осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!». Многие постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, которыми, по древней традиции, устилают дорогу царям-победителям.

Торжественный вход Спасителя в Иерусалим стал исполнением ветхозаветных пророчеств (Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). О встрече Господа ещё задолго до свершившегося предвозвестил пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле – сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

В воспоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали дорогу Спасителю, этот праздник получил название Недели ваий. На Руси его именовали еще Неделей цветоносной, а пальмовые ветви заменяли вербными, отчего праздник стал известен как Вербное воскресение.

Согласно русской православной традиции в храмах в этот день происходит благословение и освящение верб (ваий), которые по обычаю сохраняются верующими в течение всего года.

Тропарь, глас 1 

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.