Рождество Христово в селе Дигилевка
7 января православные жители села Дигилевка собрались в Никольском храме на праздничное богослужение. Многие православные жители этого небольшого села поспешили этим ранним утром, задолго до начала службы по хрустящему снежку в Никольскую церковь на праздничное Богослужение, чтобы приобрести свечи, подать записки о поминовении, приложиться к чтимым иконам и частицам мощей пензенских святых, которые пребывают в храме.
В этот день — день рождения Богомладенца Христа, в сельской церкви на Божественной Литургии были не только взрослые (пришли даже семьями), но и дети. Для них — этот праздник — долгожданный, с ним дети связывают свои мечты и желания. Все пришедшие дети в этот праздник причащались Тела и Крови Христовых.
На Литургии вместо вседневных будничных антифонов звучат красивые песнопения, называемые антифонами праздника. Вместо Трисвятого в Рождественских песнопениях слышится «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
На литургии читается Апостол и Евангелие. Литургийное евангельское чтение повествует о событиях, происшедших вскоре после рождения Богомладенца, а именно о поклонении Спасителю волхвов – восточных мудрецов.
Оно научает нас многим истинам. Продолжает знакомить нас с обстоятельствами рождения на земле Сына Божия, а также с той истиной, что Христос воплотился и явился для спасения не только народа Израильского, но и язычников. Ведь Он благоволил принять поклонение как от иудеев – вифлеемских пастухов, так и от вавилонских волхвов – представителей языческого мира.
Мы видим также, что богоборчество влечет за собой другие тяжкие грехи и преступления – посрамленный от волхвов Ирод впоследствии убивает в Вифлееме множество невинных младенцев, надеясь, что среди них будет и Христос. Видим, что Христос Спаситель уже в самом Своем рождении был предназначен стать Жертвой за грехи мира – Его восхождение на Голгофу начинается от самых Вифлеемских яслей.
Узнаем, что истинное богопознание и богопоклонение отвращает от зловерия и языческих заблуждений. Волхвы, сделавшиеся проповедниками Христа, не могли более заниматься запрещенным Богом «звездогадательством». Сватая Церковь учит, что в событии Рождества волхвы, «звездам служащие», оставили это пагубное служение и научились «кланятися Солнцу Правды» – Христу, родившемуся для просвещения и спасения мира.
Очень красиво звучит на Литургии песнопение праздника (кондак)
«Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Кондак празднику, с такими почти сказочными, детскими словами, очень часто звучал в прежние времена в сельских приходах не только в храмах, но и в то время, когда священнослужители после праздника Рождества Христова ходили по домам своих прихожан «со славою». Это же песнопение пели дети, когда ходили на Рождество «колядовать».
И в наши дни во многих народных колядках звучит тема волхвов, путешествующих со звездою.
После великого входа прихожане начали готовиться к принятию Святых Христовых Таин. Половина из пришедших в храм подошли в это утро к Чаше.
После завершения настоятель храма обратился к прихожанам с проповедью.