ОСТОРОЖНО ЯЗЫЧЕСТВО!

ОСТОРОЖНО ЯЗЫЧЕСТВО!

В субботу, 04.08.2018, в Вышелее прошел день села. Настоятель прихода Покровской церкви города Городище, помощник благочинного Городищенского благочиннического округа Пензенской епархии по работе с молодежью иерей Алексий Рой отмечает: «Своими двойственными чувствами по этому поводу со мной поделилась моя супруга, которая решила с дочкой принять участие и в службе, и в мероприятие на моей канонической территории. Кроме всего прочего, несу послушание настоятеля храма архангела Михаила в этом селе. Начало было вдохновляющим. Как и положено у православных христиан, день начали с Божественной литургии, которую возглавил благочинный Городищенского благочиннического округа протоиерей Виталий Ещенко. Однако на светской части праздника, кстати гораздо более многочисленной, творилось что-то странное. У моих близких был культурный шок от соприкосновения как с неоязычеством эрзянского извода наиболее радикальных гостей праздника, так и с банальным двоеверием и всеядности большинства сельчан. Пришлось матушке и доченьке объяснять и про штатол с яндавой (ковш с ритуальной свечой) и про раськень озкс (народное «моление»). Если для большинства собравшихся это было фольклёрно-театрализованным представлением, то для некоторых это было уже серьезным религиозным актом.»

Дело в том, что «Одним из источников возрождения язычества стало республиканское Министерство культуры, на базе которого и сложилась группа неоязычников во главе с поэтессой Раисой Кемайкиной. Сперва они занимались реконструкцией дохристианского мировоззрения. Однако в последние годы отказ от «чуждого и агрессивного православия» и возврат к язычеству, или «исконной мордовской религии», усиленно пропагандируется эрьзянским национальным движением. Одной из целей немногочисленной политической партии «Эрьзян Мастер» служит возрождение и распространение неоязычества. В 1992 г. Кемайкина, принявшая языческое имя Кемаля, устроила сельское языческое моление и была провозглашена первой жрицей эрьзянского народа. Ее деятельность широко рекламировалась местными средствами массовой информации, которые сделали ее весьма популярной в народе. Кемайкина выступает с враждебными заявлениями по отношению к Русской Православной церкви, называет христианство «религией рабов» и противопоставляет ему народную эрьзянскую веру, якобы укрепляющую человеческое достоинство.» (см. https://evizatanet.livejournal.com/179450.html). А уж каких нападок на ношение нательного креста и Православие пришлось выслушать супруге от одного из участников праздника! Тут были все штампы и клише недоязычников: «религия рабов», «угнетателей эрзянского народа», «трупоносцы» и прочие богохульства, сопровождающеся издевательской и неприятной жестикуляцией, иммитирующей крест и т.п. Расстроенные матушка и дочь покинули мероприятие. Хотя следовало бы, на мой взгляд, подробно расспросить мил-человека кто он, кем работает, где живёт и чем занимается — ведь страна должна знать своих «героев»! Удалось взять газету, раздаваемую на празднике, «Эрзянь Мастор» , публикации которой несомненно разжигают и межнациональную, и межрелигиозную рознь между народами Республики Мордовия. На мой взгляд, эта газета содержит материалы экстремистского характера, проповедует ненависть к русским, сепаратизм, посягает на целостность нашего государства, есть и поддержка идеям насильственного свержения конституционного строя. Так на главной странице издания размещено воззвание к руководству Республики «Сохранить народ Эрзя!» от члена правления Фонда спасения эрзянского языка И.Ф. Эрзяйкина. Ответил на это обращение министр Чушкин А.М., где справедливо замечено, что в этом тексте информация необъективна и граничит с откровенным национализмом, преследует личные интересы радикальной, но малочисленной группы активистов Фонда спасения эрзянского языка. Бросается и в глаза стишок, стилизованный под Маяковского, помещённый также на главной страницы издания:
«Я волком бы выгрыз русицизм —
К паспортам почтения нету…»

Полно там нападок и на существующий конституционный строй, и на Церковь. Выдержка из «Путевых заметок — 2018» на стр. 2: «кремлевские пропагандисты насилуют людей через подотчётные СМИ, а попы вешают лапшу на подопытных овец также через СМИ, ОКУРИВАЯ ИХ НАРКОТИЧЕСКИМ ЛАДАНОМ и проповедям о власти, которая от Бога».

Есть и более ядовитые сентенции автора «Путевых заметок»: «Оказывается, привезли кости Фёдора Ушакова из Санкт-Петербурга, если не ошибаюсь. По меткому выражению Е. Понасенкова, показ и демонстрация костей — удел приматов. В этой связи этнические верования в тысячу раз более честные и естественные. Задают ли жители Саранска себе вопрос, кто такой Ушаков и что он сделал полезного для эрзянского и мокшанского народов? Вряд ли. А если зададутся этим вопросом, то выяснят для себя: ничего! А то, что он проживал, будучи в отставке, в Алексеевке и подкармливал местных монахов-дармоедов говорит как раз об обратном, — христианском и социальным порабощении коренных народов. Как известно, монастыри были крупными землевладельцами и крепостниками. И его воинские достижения, сражения являются, в свете имперских амбиций, захватническими и никакого отношения к эрзянам и мокшанам не имеют в смысле полезности. Отсюда можно сделать незамысловатый вывод. Производство его в «святые» попами, постройка в 2006 году церкви в его честь, установка памятника в Саранске, всё это выражение сущности имперской России. И что прискорбно, в этом участвуют, сами того не подозревая, эрзяне и мокшане,- строят, проводят «торжества» за счёт налогоплательщиков. Всё бы ничего, если бы приверженцы и любители костей молились и целовали их в помещении, церкви, за свой счёт, никому не мешая, но они обставляют свои смотрины с такой помпой, что весь город на ушах стоит- перегораживают улицы, полицейские кругом, посты. То есть пять процентов так называемых верующих, диктуют условия для 95 процентов жителей. Абсурд и маразм, граничащий с безумием. Всё как у М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе Глупово: «…Основные качества глуповцев—неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство». И ещё: «Обрушивающиеся же на них несчастья воспринимают как нечто должное и о протесте даже не помышляют».

Вот так эрзяне и доживают свой век, ждут очередную порцию костей и тихо, покорно, без сопротивления оставляют эрзянский мир на потребу наглым захватчикам. Вы скажете, что на вышеописанное не стоит обращать внимание? Но автор пришёл к совершенно другому выводу.

Ёгань Минька,

г.Красноярск, http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?nom11=506